Описание экспонатов
Экспонаты из собрания Национального музея Русской водки. |
Арсенич
1 | Александр II Освободитель, русский император. Дал свободу миллионам крепостных крестьян. А бывший крепостной из Ярославской губернии Арсенич стал «королем русской водки». |
2 | Стакан рубинового стекла с изображением паровоза. Императорский стеклянный завод. 1837 год. |
3 | Русское общество до реформ Александра II разделялось по сословному признаку: были очень богатые и очень бедные. Реформы царя-освободителя дали шанс выдвинуться талантам из народа. |
Размах дела Арсенича
1 | Фотография Арсенича, «короля русской водки». Сделана незадолго до его смерти в 1898 году. Будучи человеком неграмотным, имел неоспоримый коммерческий талант, который и сделал его первым среди тысяч русских винокуров. Фото из семейного наследия Арсенича и его потомков. |
2 | Обложка прейскуранта продукции дяди Арсенича Ивана, известного производителя водки и алкогольных напитков. Когда-то Арсенич работал в его магазине мальчиком на побегушках, но со временем обзавелся собственным делом, открыл водочный завод и стал лидером винокуренной отрасли России. |
3 | Этикетки продукции фирмы Арсенича. Большое внимание бывший крепостной крестьянин уделял оформлению своего товара, привлекая к работе над дизайном бутылок, этикеток и рекламных плакатов самых известных художников и мастеров того времени. |
Париж и «Нежинская рябина»
1 | Бутылка водочная в виде Вандомской колонны. Пробкой для нее служил стеклянный Наполеон. Конец ХIХ века. |
2 | Бутылки водочные в виде Эйфелевой башни. Вызвали настоящую сенсацию на торгово-промышленной выставке в Париже в 1889 году в год открытия самой башни. |
3 | Именно таким представляла Европа русского мужика конца ХIХ века — веселым, пьяным и беззаботным. Но таким русский мужик мог быть только раз в году, когда в деревнях заканчивался сбор урожая и появлялось время на отдых. Ярым противником народного пьянства был и сам Арсенич, бывший крестьянин. Почтовые открытки. Начало ХХ века. |
1 | Традиционная русская водочная посуда — штофы. Вмещали от ста граммов до четырех литров. Арсенич первым стал украшать водочные штофы царскими орлами — наградами, которыми был награжден правительством за высокое качество продукции. |
Арсенич и Император
1 | Коронационный портрет императора Александра III. 1883 год. На время его правления пришелся взлет славы «короля русской водки» Арсенича. |
2 | В честь 100-летия Александра Пушкина Арсенич выпустил водку в бутылке в виде бюста великого русского поэта. Конец ХIХ века. |
3 | Бутылка для водки Арсенича в виде бюста поэта Жуковского, автора русского гимна «Боже, царя храни!». Конец ХIХ века. |
4 | Бутылка для водки Арсенича в виде китайского болванчика. Конец ХIХ века. |
5 | Бутылка для водки Арсенича «Земля на трех китах стоит». Конец ХIХ века. |
1 | Выставочный стенд фирмы Арсенича на торгово-промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде. Поражал своей величественностью. Из этикеток выставленных бутылок складывались цвета российского бело-сине-красного флага. Стенд был удостоен личного посещения императором Александром III. «Молодец, Смирнов, с размахом, по-русски!», — такой была царская оценка. Конец ХIХ века. |
2 | Памятная медаль участника торгово-промышленной выставки в Москве. 1882. Из семейного наследия Арсенича и его потомков. |
3 | Почтовая карточка «Визит императора Александра III во Францию». 1893 год. На торжествах, посвященных визиту, была представлена и продукция придворного винокура Императорского Двора Арсенича. |
Арсенич в армии и на флоте
1 | «Армия и водка». Фото. Продукция Арсенича — водки, вина, кагоры и коньяки были очень популярны в армейской среде дореволюционной России. У военнослужащих царской армии была даже традиция: фотографироваться «на память о службе» с продукцией Арсенича. Мотивы этой традиции историки не выяснили. Начало ХХ века. |
1 | Наградной крест Св. Владимира. Им наградили Арсенича за благотворительность в пользу церковных храмов, приютов и военных госпиталей. Из семейного наследия Арсенича и его потомков. Конец ХIХ века. |
2 | «Посещение императорского полка». Фото. Знатные особы российского Императорского Двора шефствовали над полками, флотскими экипажами, артиллерийскими батареями. Визиты сопровождались парадами, общим фотографированием «на память о посещении» и долгими застольями с большим количеством тостов: за здравие Императорского Дома, Его Императорского Величества, Ее Императорского Величества, Их Императорских Высочеств, за подшефные воинские соединения, их командиров, солдат и офицеров. На флоте поднимали тосты за те или иные крейсера или броненосцы. На таких праздниках всегда была представлена продукция Арсенича. Начало ХХ века. |
3 | Водочные рюмки в виде армейских сапог — дань уважения русскому офицерству дореволюционной России. Конец ХIХ века. |
4 | Фото «Принятие традиционной морской „чарки“ членами экипажа крейсера Флота Его Императорского Величества». Начало ХХ века. Свистком боцмана созывались матросы на верхнюю палубу. Потом выкликался поименно каждый, и против их фамилий в журнале приема чарки ставилась галочка: «Принял». Делалось это для того, чтобы хитрецы не получили вторую порцию водки Арсенича. |
5 | Казаки также были поклонниками продукции Арсенича. И пить умели, и службу знали. Фото. Начало ХХ века. |
Как Арсенич свою водку рекламировал
1 | Оригинальное донышко было у бутылок, в которые разливалась продукция Арсенича. Конец ХIХ века. |
2 | Бутылка для водки Арсенича «Мужик с балалайкой». Бутылка прозрачного стекла расписывалась вручную и выглядела празднично и нарядно. Конец ХIХ века. |
3 | Бутылка для продукции Арсенича в виде конуса. В такой посуде продавалась знаменитая «Нежинская рябина» Арсенича. Конкуренты, пытаясь подражать «королю русской водки», выпускали точно такие же бутылки, но с совершенно иным содержимым. Конец ХIХ века. |
4 | «Кушайте на здоровье!». Тарелка из семейного наследия Арсенича и его потомков. Конец ХIХ века. |
Медведи Арсенича
1 | Бутылка водочная темного стекла в виде медведя, сидящего на задних лапах. В такую посуду Арсенич разливал водку «Сибиряк» и «Сибирская». Конец ХIХ века. |
2 | На выставочный стенд Арсенича публику завлекали медведи, которые пили водку прямо из горлышка и с поклоном подавали гостям рюмку на подносе. Мало кто потом верил газетчикам, которые писали, что медведи были не настоящие, а в шкурах размещались цирковые артисты. Отличить их было очень непросто. Фото. Начало ХХ века. |
3 | Тарелка из семейного наследия Арсенича и его потомков с изображением двух забубенных пьяниц — мужика и его медведя. Видимо, после выступления на базаре утомились. Конец ХIХ века. |
Как Арсенич свое дело начинал
1 | «Мясная и зеленная лавка». Фото. Начало ХХ века. Арсенич водку не пил сам, но как пить ее знал точно: чтобы оценить вкус водки, нужен обильный закусочный стол. Особенно подходят «под водку» горячие мясные закуски. |
2 | Ресторанная карикатура. Высмеивала пьянство, обжорство и купеческое чванство. Почтовые открытки. Начало ХХ века. |
3 | Подставка для ножей. Из семейного наследия Арсенича и его потомков. Конец ХIХ века. |
4 | Поздравительная открытка с натюрмортом на модную «гастрономическую» тему. Начало ХХ века. |
Арсенич и ресторан
1 | Прейскурант ресторанных кушаний. Подобного рода продукцию оформляли самые известные художники дореволюционной России — Васнецов, Бенуа, Кустодиев. Участвовали в создании ресторанных прейскурантов даже модные архитекторы, такие, как Шехтель. 1902 год. |
2 | Фото ресторана Крынкина в Москве. Находился на Воробьевых горах, самой высокой точке города и перед посетителями открывались уникальные виды на московский пейзаж. Славился большим выбором напитков Арсенича и свежей клубникой в любое время года. Начало ХХ века. |
3 | Поднос и столовые приборы из семейного наследия Арсенича и его потомков. Конец ХIХ века. |
4 | Антураж современного Елисеевского магазина в Москве и портрет его основателя Григория Елисеева, удачного коммерсанта и кавалера французского ордена Почетного Легиона. Был награжден за успехи в продвижении вин Франции на рынок России. Продукция Арсенича шла в прейскурантах Дома Елисеевых в первых строках. |
5 | Графин для вина. Из семейного наследия Арсенича и его потомков. Конец ХIХ века. |
1 | Пепельница из ресторана «Яр». Бронза. Конец ХIХ века. |
2 | Ресторан «Яр» на фото начала ХХ века. Самый известный ресторан дореволюционной России. Предлагал большой выбор продукции Арсенича. |
3 | Столовые приборы и утварь из ресторана «Яр». Начало ХХ века. |
В Европу за признанием
1 | Знатоком и ценителем продукции Арсенича был великий русский певец Федор Шаляпин. На фото: Шаляпин работает над собственным скульптурным бюстом. Начало ХХ века. |
2 | Графин водочный и рюмки, принадлежавшие Федору Шаляпину. Начало ХХ века. |
3 | Рюмка рубинового стекла. Принадлежала императору Николаю Романову. Конец ХIХ века. |
4 | Портрет премьер-министра Российской Империи Сергея Витте. Отвечал за проведение государственной винной монополии. Художник Валентин Воропаев. |
5 | Штоф и рюмки серии «Пей, пей, увидишь чертей», изготовленные по эскизам придворной художницы Елизаветы Бем. На выставке в Париже ее работа была удостоена Гран При. 1897 год. |
6 | Император Николай Романов. Ввел «сухой закон» на время войны с Германией. Предполагалось, что отменять его не будут уже никогда. «Сухой закон» отменил вождь большевиков Иосиф Сталин в 1924 году. |
1 | Производители современной водки «Арсенич» сохраняют традиции великого русского винокура ХIХ века, добиваясь высокого качества напитков. Как когда-то сам Арсенич они придают особое значение внешнему виду своих изделий. |
|